Search
Close this search box.

В Петрозаводске прошла презентация книги Светланы Георгиевской «Петроглифы Карелии. Онежская Оранта: откровение художника»

25 лет работы с наскальными рисунками оформились в книгу «Петроглифы Карелии. Онежская Оранта: откровение художника» (12+).

25 лет работы с наскальными рисунками оформились в книгу «Петроглифы Карелии. Онежская Оранта: откровение художника».

Её автор Светлана Георгиевская представила своё первое рукописное творение в Национальной библиотеке республики. Книга посвящена центральной фигуре наскальных изображений Онежского озера – Бесу. Почему Светлана Георгиевская считает, что петроглиф не должен носить имя злого духа? Расскажет Юлия Кучеренко.

Вот он – Бес с человекоподобной фигурой, квадратной головой, очень тонкой шеей и маленькими искривленными конечностями. Художник и исследователь Светлана Георгиевская надеется на то, что с момента выхода её книги в свет Бес больше не будет зваться Бесом. 

Светлана Георгиевская, автор книги «Онежская Оранта»: «Мы до сих пор называли его Бесом, потому что так написано в документах, но на самом деле, если мы будем верить не написанному, а тому, что мы видим своими глазами, мы увидим совершенно иной образ. Важность момента как раз в том, что мы убираем ярлык и видим истину. Вдумайтесь, вот трехметровая человеческая фигура, которая несет православный крест в руке, крест подписан Иисус Христос, и мы 500 лет называем это изображение Бесом. Абсурдно же».

Светлана Георгиевская рассказывает, что когда впервые увидела эту фигуру, поняла, что она женская. И решила избавить изображение от бесовского клейма.

Художник считает, что рисунок – это образ из Иконописи, который известен под названием оранта, что значит молящая. Это изображение Богоматери, представляющее Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками. Именно этот образ Светлана увидела на восточном побережье Онежского озера.

Светлана Георгиевская, автор книги «Онежская Оранта»: «Самый первый образ запечатлен в скалах, это удивительно. Это просто фантастическая история, когда мы и через религию, и через народное искусство можем углубиться дальше, дальше и найти источник. Это Онежская Оранта наша, великая мать».

Археолог Надежда Лобанова занимается карельскими петроглифами полвека, лично участвовала в подготовке и проведении мероприятий по включению их в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. 

Надежда Валентиновна вспоминает, как в 98-ом году Светлана и её муж фотограф Игорь Георгиевский принимали участие в экспедиции по изучению онежских петроглифов, помогали документировать изображения. Это был совместный с норвежцами проект. 

Надежда Лобанова, старший научный сотрудник сектора археологии Института языка, литературы и истории КарНЦ РАН: «Света оказалась даже крайне полезной, она петроглифы красила, нам нужно было красить петроглифы акварельной краской. И я увидела такой неподдельный интерес и у неё, а у него тоже, конечно».

Книгу Надежда Лобанова пока не читала, но представляет, о чём идет речь. Сравнение Беса с Орантой считает неожиданным. 

Надежда Лобанова, старший научный сотрудник сектора археологии Института языка, литературы и истории КарНЦ РАН: «Мы археологи, мы не проводим таких отдаленных параллелей. Это было доэтническое общество, это всё-таки до 7 тысяч лет назад. В любом случае это взгляд художника, это интересно. Чем больше новых взглядов и интерпретаций, не исключено, что мы что-то поймем новое. Пусть даже не о петроглифах, а о самих себе, о нашем прошлом, настоящем, будущем, почему нет».

Книга «Онежская Оранта» адресована широкому кругу читателей. В ней есть масса обращений к мировой культуре. И она заставляет думать, что немаловажно.

СампоТВ 360°

СампоТВ 360°