Сборка нового сруба, восстановление иконостаса, крупнейший некрополь эпохи средневековья и более ранних периодов. Спустя шесть лет после пожара Кондопожская Успенская церковь открывает новые возможности для изучения истории нашего края.
Напомним, трагическое событие случилось 10 августа 2018 года. Огонь уничтожил один из высочайших деревянных храмов России, объект культурного наследия федерального значения – храм Успения Пресвятой Богородицы, а в нём уникальный иконостас. На каком этапе сейчас восстановление храма и что происходит на месте сгоревшей Успенской церкви?
Простыми инструментами молодые археологи очищают останки людей. На пепелище Успенской церкви в Кондопоге второй сезон идут раскопки. Под основанием сгоревшего храма обнаружен масштабный древний некрополь.
Анна Никитина, специалист отдела сохранения археологического наследия Института археологии РАН: «Восстановление Успенской церкви, в прошлом году у нас исследовано в этом некрополе под храмом 50 погребений, в этом году, к сегодняшнему дню – ещё 250 погребений. То есть на текущий момент у нас их три сотни средневекового населения, пришедшего сюда в 12 веке».
Захоронения относятся к довольно длинным хронологическим горизонтам, самые ранние – 12–13 века, поздние – вплоть до начала 20.
Анна Никитина, специалист Института археологии РАН: «Это очень редкое явление, то есть здесь непрерывность у нас с 12 века по современность».
Археологи нашли останки мужчин и женщин, много младенческих – известно, что детская смертность в древности была высокая. Погребения в бересту и в колоду, с личными вещами: ножами, украшениями, остатками одежды и обуви. Найденные крестики и образы свидетельствуют о том, что древние люди уже были знакомы с православием.
После завершения полевых работ часть находок отправят на исследования, чтобы определить национальную принадлежность и другие параметры. Часть артефактов отреставрируют и передадут в Национальный музей Карелии.
Светлана Воробьева: «Пока в Кондопоге на месте сгоревшей Успенской церкви работают археологи, в Кирове работают плотники, они готовят сруб будущего обновлённого Успенского храма».
Контролирует их работу республиканское Управление по охране объектов культурного наследия, финансирование получено по госпрограмме «Развитие культуры». Уже собраны алтарная часть, храмовая, трапезная и притвор. Отставание от планируемых сроков восстановления есть, в связи с археологическими раскопками, но сегодня важно качество – подчёркивают в Управлении.
Светлана Куспак, зам. начальника отдела Управления по охране объектов культурного наследия РК: «Работы ведутся тщательно, потому что идёт побревенная подборка брёвен в соответствии с ранее сделанным обмерам. То есть каждое бревно подбирается в соответствие с тем диаметром, который был в срубе».
А в это время иконописцы Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета восстанавливают полностью утраченный во время пожара иконостас. При подборе цвета и воспроизведении стиля они опираются на оригинальные образы, которые задолго до происшествия были вывезены из храма. Всего пока известно четыре таких иконы. Одна хранится в музее «Кижи», две – в фондах музея ИЗО Карелии.
Алёна Попова, реставратор станковой и масляной живописи Музея ИЗО РК: «Как известно, кондопожская церковь, которая погибла, была не первой, на том месте уже было три, она была четвёртой. И, как предполагается, эта икона была одной из первых, она 16 века, предполагается, что она была в самой первой церкви».
Эта икона выполнена в традиции знаменитой северной Иконописи, краски тёплых тонов, фигуры приземистые и хорошо прорисованные.
Второй образ отличается от первого. Это диаконская дверь – икона с ростовым изображением архидиакона Стефана была в свое время возвращена по мирному договору из Финляндии. Работа написана в 18 веке представителем артели «Кондопожский мастер».
Алёна Попова, реставратор станковой и масляной живописи Музея ИЗО РК: «На выполнена в стиле «барокко», здесь мы видим, во-первых, пропорции правильные, во-вторых, иконописец пытается придать иконе живоподобие».
Еще некоторое время назад, эта икона находилась в плохом состоянии, и не известно, когда бы она дождалась реставрации. Но после утраты в пожаре иконостаса стало понятно, для создания копий нужны образцы – ориентиры. Тогда эту икону очистили от плесени, загрязнений и восстановили краску и покрытие. Так она получила новую жизнь.
Четвёртая икона – Рождества Богородицы – хранится в храме Кондопоги. До пожара она была вывезена из Успенки на реставрацию, так и уцелела.
Лев Большаков, протоиерей, настоятель храма в Рождества Богородицы в г. Кондопога: «Тут есть совпадение, для нас очень дорогое. Эта икона изображает Рождество Божьей матери. И храм наш, вот этот, он освящён во имя Рождества Богородицы.
Нам эта икона вернулась как храмовая святыня. Кроме того, что зимний храм возле Успенской церкви, разрушенный ещё в 60-е годы, тоже был посвящён Рождеству Богородицы. Поэтому так вернулось на своё место то, что не должно было погибнуть. Оно и не погибло».
Икона из Успенской церкви останется в этом храме, а место в иконостасе восстановленной церкви займёт её список. Надо сказать, что часть икон для Успенки уже написана, их привезут в Карелию в ближайшее время.