Напомним, что сегодня большая часть перевозок в республике выполняется по нерегулируемым тарифам. Они не предполагают договорных отношений с заказчиком, поэтому и качество автобусов, и соблюдение расписания движения контролировать невозможно. Устроит ли новый закон и горожан, и перевозчиков?
Долгое ожидание, невозможность выехать из точки А в точку Б в вечернее время, разбитые маршрутки и зачастую просто хамское поведение водителей. Всё это следствие того, что транспортные услуги сегодня в Карелии главным образом оказываются по нерегулируемым тарифам. Нет договора – нет контроля. У каждого пассажира – своя личная боль.
О низком качестве транспортных услуг говорили накануне в столице Карелии, обсуждая проекты законов. Написать новые законодательные строки было необходимо, говорят специалисты республиканского Минстранса. Без этого контролировать состояние автобусов и их водителей, расписание и интервалы движения сейчас невозможно.
Юлия Мизинкова, первый заместитель министра по дорожному хозяйству, транспорту и связи РК: «Первое – это обязательная перевозка не допускает превышения 5% уровня между количеством выполненных и невыполненных рейсов. То есть, теперь возможность есть контроля за соблюдением расписания. Перевозки с раннего утра до позднего вечера перевозчик обязан будет выполнять. Это будет фиксироваться в государственной информационной системе навигации».
Предусмотрены законопроектом и требования к состоянию подвижного состава. Исправны должны быть оборудование для доступности маломобильных граждан, информационное табло и системы для безналичной оплаты проезда. Сегодня транспорт большинства частных транспортных компаний не соответствуют этим требованиям.
Тимур Сидоренко, представитель компании-перевозчика: «Каким образом этот закон развивает транспорт в Карелии? По мне так это очередные контролирующие меры, проблемы гораздо глубже. Вы говорите, автобус должен иметь возможность перевозки маломобильных граждан. На сегодня стоимость одного автобуса – 14 миллионов. ПАЗ самый дешёвый – 8.900. Нужно 200 автобусов, это бешеные деньги. Все пытаются обновить подвижной состав, 26-й купил новый автобус, на 14-й заказали 3 автобуса, но это в масштабе всего города – слёзы».
В ответ Минтранс рассказал перевозчикам о том, что обновить подвижной состав можно на федеральные деньги. Уже подана заявка на участие в новом нацпроекте «Инфраструктура для жизни». Ещё одно предложенное нововведение – обязательное уведомление об изменениях тарифа на перевозки не позднее, чем за 15 дней. За неисполнение предусмотрен штраф – от 5 до 100 тысяч рублей. Проекты законов получили поддержку и депутатов, и представителей общественности. Уже в октябре их рассмотрят в карельском парламенте.
Инна Колыхматова: «Спасибо ещё раз городу за то, что поддержали, тысячи горожан подписали петицию, и петиция была как раз за то, что нужно вносить изменения в законодательство. Я себя чувствуют очень счастливой из-за того, что мы все здесь собрались, и власть, и общественность, и избранные депутаты, и просто жители. Надеюсь, Заксобрание поддержит все изменения, которые сейчас инициировал Минтранс».
Пока шли общественные обсуждения, юные вандалы внесли свою лепту в транспортную реформу. Мэр Петрозаводска рассказала об инциденте на своей странице в соцсетях: «В те самые дни, когда мы пытаемся перезагрузить транспортную систему, обновляем парк техники, случаются очень возмутительные события. Три троллейбуса – два абсолютно новых и один старый – закидали камнями подростки. Фото и видео переданы в полицию. На предприятии считают ущерб».