Скульптуру установили в честь юбилея Александровского завода.
Скульптурную композицию «Паровая машина» открыли сегодня в честь Дня машиностроителя и 250-летия Александровского завода. Глава Карелии Артур Парфенчиков поблагодарил авторов проекта за создание арт-объекта.
«Сегодня мы возвращаем жителям Карелии нашу славную историю. Это — памятник первой российской паровой машине, которая была создана на Александровском заводе, в чем, конечно, заслуга Чарльза Гаскойна, прославившему наш завод.
В этом году мы отмечаем 250-летие Александровского завода, где ковали оружие победы для знаменитых военачальников страны. И сегодня машиностроение Карелии переживает второе рождение: «Петрозаводскмаш» выпускает комплектующие для АЭС России и зарубежья, пожарных роботов центра «ЭФЭР» используют на космодромах, в морских портах, строим первую в стране цифровую верфь.
Огромное спасибо за идею и ее воплощение», — сказал Артур Парфенчиков.
Фото: «Республика»/ Оксана Кудряшова
Артур Парфенчиков вручил благодарственные письма главы Карелии автору композиции Виталию Шанову, а также тем, кто внес весомый вклад в реализацию проекта: коллективу благотворительного фонда «Северный духовный путь» в лице директора Александра Лысенковского, Петрозаводского филиала акционерного общества «Тандер» в лице главного инженера Дениса Хлебникова, компании «Свой дом» в лице гендиректора Игоря Киселева и организации «Александровский завод» в лице гендиректора Михаила Цветкова.
Фото: «Республика»/ Оксана Кудряшова
Скульптуру создали на бетонном постаменте на Казарменской, где также благоустроили территорию: оборудовали тротуары, установили скамейки, урны и фонари. Масштаб арт-объекта к настоящей паровой машине составляет почти один к одному — около двух метров высотой, отметил Виталий Шанов.
«У нас была задача — создать скульптуру в масштабе к самой машине. Раньше устройство закрепляли в здании, их даже не было видно. Скульптура отлита из чугуна, а перед ней стоят бронзовые механик и инженер — собирательные образы.
Моя супруга Дарья Успенская работала со мной в команде, она занималась портретами, которые максимально передают чувства, ощущения, чтобы они были живыми.
Механик — карел, а инженер — англичанин, и между ними идет диалог насчет чертежа машины Уатта. Наш механик как будто говорит англичанину, что механизм уже устарел, поэтому мы его модернизировали — то есть здесь мы хотели показать прогресс.
Во время работы мы погрузились в XVIII век, и теперь каждый житель или турист, приходят сюда, сможет увидеть всю аутентичность машины, как это было раньше. В то время создание таких машин представлялось по важности как недавний первый полет в космос. Сам Гаскойн тогда был как современный Илон Маск», — рассказал Виталий Шанов.