Search
Close this search box.

«Городские истории»: судьба памятника Александру II

Сергей Миронович Киров появился на одноименной площади Петрозаводска в 1936 году. До революции она называлась Соборной и у нее был совсем другой «бронзовый хозяин» — Александр II. О судьбе памятника, который так и не дожил до наших дней, расскажет наш корреспондент.

Александр Лычагин: «Музыкальный театр, музей ИЗО, дом «Кантеле» и памятник Кирову — казалось бы неизменные атрибуты этой площади. Но так было далеко не всегда. Когда-то здесь находились главные городские соборы — Святодуховский, Воскресенский и Петропавловский.

В здании нынешнего музея была губернская мужская гимназия. В «Доме Кантеле» — женская. А в центре стоял бронзовый памятник Александру II — царю-освободителю. О нем мы сегодня и поговорим.


Император Александр II погиб 1 марта 1881 года в результате теракта, устроенного революционной организацией «Народная воля». И одним из участников покушения был уроженец Олонецкой губернии — сын лесопромышленника из Вытегры Николай Рысаков. Именно он бросил первую бомбу в императорскую карету. Поэтому установка памятника Александру II стала делом чести для нашей губернии, по сути, взрастившей цареубийцу.

Инициатором выступило Олонецкое губернское земство, однако деньги собирали, что называется всем, миром. И вот, 30 августа 1885 года памятник Александру II был отлит и установлен на Соборной площади. Его автор – академик Иван Шредер – был уже знаком петрозаводчанам – именно он изготовил монумент Петру I.

Торжественное открытие нового памятника стало значимым событием в истории города. Настолько значимым, что даже репортаж об этом не уместился в стандартный номер «Олонецких губернских ведомостей» и вышел отдельным приложением на 23 страницы.
После революции, в 1918 году, бронзового императора было решено демонтировать. «Довольно! Постоял… уступи другому!» — с таким заголовком вышла заметка о сносе монумента в одной из местных газет. Александра вслед за Петром сняли с пьедестала и оставили лежать во дворе бывшего губернаторского дома.

Специальная комиссия, в которую вошли музейщики и искусствоведы признала, что обе работы академика Шредера обладают художественной ценностью. Но спасти удалось только Петра. А Александр был переплавлен — и сейчас мы можем увидеть его лишь на старых фотографиях.

Кстати, фрагмент пьедестала из тивдийского мрамора сохранился до сих пор – в основании памятника Олонецким полкам на улице Промышленной. Вот оно — то немногое, что осталось от бронзового императора, когда-то стоявшего на одной из главных площадей Петрозаводска».

СампоТВ 360°

СампоТВ 360°