На ней рассмотрели вопросы оказания помощи женщинам и детям, которые подверглись домашнему насилию. Наша съемочная группа побывала в кризисном центре и познакомилась с его постоялицами, которые оказались в непростой жизненной ситуации.
Полина прячет лицо от камеры. Боится, что увидит муж, да и перед знакомыми неудобно. Ведь принято – сор из избы не выносят. В кризисном центре «Мама-дом» она живёт с детьми. Вместе они спасаются от, казалось бы, самого близкого человека.
Полина, постоялица кризисного центра: «Я сбежала от домашнего насилия, от насилия со стороны мужа, и ко мне, и к моим детям. Это чаще всего происходило от алкогольного опьянения. Он применил физическую силу в отношении моего сына. И я, когда стала защищать своего сына и сказала, что мы уйдем, я жить с таким человеком не буду, его это разозлило, и он избил меня. Сейчас я живу здесь в безопасности».
У соседки Полины, молодой мамы Гульнары, тоже непростая история. Она готова говорить о ней открыто. Возможно потому, что приехала издалека. Девушка жила в Казахстане, потом в Беларуси. Первый муж регулярно пил и бил, второй тоже начал замахиваться. Кризисный центр стал единственным выходом.
Гульнара Аушева, постоялица кризисного центра: «Не было жилья ни у него, ни у меня. Были постоянные скандалы, пьянки, разборки, милицию вызывали на него, потому что я с ним боролась постоянно, я не молчала, я не терпела.
Лишить родительских прав все время угрожали. Хочу самостоятельно жить спокойной жизнью».
Похожих историй здесь много. Более 90% обращений в «Мама-дом» связаны с домашним насилием. Женщины просто сбегают из дома с пустыми руками, лишь бы спастись самим и уберечь детей. Но некоторые на этот шаг так и не решаются – остаются терпеть. Психолог центра говорит, причина этого – чаще всего страх и установки, заложенные ещё в детстве.
Мария Ткач, психолог кризисного центра: «Не понимая того, что ее обвиняют и делают ей больно, она думает, что это нормально, это вариант нормы и длительно это терпит. Различного вида страхи не дают выйти из этих отношений. Не нужно бояться. Нужно обращаться за помощью».
Поддержку в фонде оказывают разную: психологическую и юридическую. Специалисты помогают оформлять документы, найти работу, устроить детей в детский сад и решают другие бытовые вопросы. Но главное – женщины находят здесь защиту и жильё, пусть и временное.
Людмила Набиренкова, президент благотворительного фонда «Мама-дом»: «Женщины могут здесь прятаться и какое-то время быть без влияния семьи или нарушителя. Ситуации разные. Мы даем месяц на то, чтобы месяц обозримый был у женщин, что ей здесь можно находиться. На самом деле, реабилитация затягивается иногда до семи месяцев пребывания. Всегда индивидуально решаем».
Бывали случаи, когда агрессоры пытались проникнуть в центр или угрожали его постоялицам. Приходилось вызывать полицию. Домашнее насилие — это не семейный конфликт, а преступление, молчать о котором не стоит. Виновному грозит административная, а также уголовная ответственность
Ксения Петкун, врио начальника отдела информации и общественных связей МВД по РК: «Если в результате нанесения побоев были причинены телесные повреждения, не повлекшие вреда здоровью, то виновное лицо привлекается к административной ответственности.
Если телесные повреждения повлекли вред здоровью — легкий, средний либо тяжкий, то в зависимости от степени тяжести вреда здоровью усматривается состав преступлений, предусмотренных статьями 112, 115, либо 111 Уголовного кодекса».
В прошлом году в карельской столице полицейские составили 25 административных протоколов за нанесение побоев женщинам их мужьями или сожителями. Также возбуждено порядка 30 уголовных дел за причинение вреда здоровью различной степени тяжести и угрозы убийством. В ведомстве отмечают, если женщина столкнулась с такой проблемой – нужно незамедлительно обращаться в полицию. Если решиться на этот шаг страшно – можно обратиться за помощью в кризисный центр «Мама-дом» (телефон: +7(921)460-21-07).