24 мая исполнится ровно 55 лет со дня открытия в Петрозаводске памятной стелы, посвященной первой маёвке городских рабочих. Что произошло 1 мая 1906 года на нынешнем Первомайском проспекте – и чем это закончилось – расскажем в рубрике «Городские истории».
Сейчас Первомайский проспект считается одним из важных районов Петрозаводска. Можно даже сказать – «расширенным центром». Однако так было далеко не всегда. До революции здесь шумел лес и проходил Петербургский почтовый тракт – главная транспортная артерия Олонецкой губернии.
Место, где сейчас находится памятник первой маёвке, по сути было второй верстой того самого почтового тракта. А на территории нынешнего парка Железнодорожников располагалось Новое немецкое кладбище – городской некрополь, где хоронили иностранцев – в основном, католиков и протестантов. В конце 30-х годов прошлого столетия, когда здесь решили устроить парк, кладбище упразднили.
Именно в районе второй версты жители старого Петрозаводска любили собираться 1 мая и устраивать массовые гуляния. Правда, для них это был не День солидарности трудящихся, а традиционный праздник «летовстречания», с политикой никак не связанный.
Как горожане встречали 1 мая? Гуляли вдоль почтового тракта, общались, местные торговцы разворачивали свои лотки, играл духовой оркестр, проводились различные увеселения, а за порядком бдительно следили чины городской полиции.
Рабочие Александровского завода тоже посещали народные гуляния. Обычно они держались в стороне, своей компанией, однако 1 мая 1906 года решили заявить о себе – развернули красный флаг и крикнули «Долой самодержавие». Рабочих тотчас же разогнали полицейские – на знаменосца Ивана Чиркова составили протокол, а само полотнище изъяли как вещдок. На этом первая «маевка» и закончилась».
Несмотря на всю незначительность события – после революции этот отрезок Петербургского тракта получил название шоссе Первого мая, а затем стал именоваться Первомайским проспектом.
24 мая 1970 года на проспекте появилась стела из блоков малинового кварцита в форме развернутого знамени. С тех пор она стоит здесь и напоминает нам о нарушении общественного порядка, которое произошло во время «летовстречания» 1906 года.